Фрагмент для ознакомления
2
В тоже время, многие методологические и теоретические вопросы применения психологических знаний в юриспруденции все еще требуют своего решения. Так, экспертиза личности по-прежнему является дискуссионным вопросом в юридической и психологической практике. Специалисты в области права считают, что экспертиза может оценивать только отдельные психические процессы, в то время как психологи утверждают, что оценка не может быть проведена без комплексного анализа личности в целом. С учетом развития психологических знаний на современном этапе, диагностика индивидуально-психологических особенностей личности предполагает решение двух основных задач: исследование направленности личности и характера подэкспертного, и оценка влияния личностного фактора на поведение и психическую деятельность подэкспертного в криминальной ситуации.
В связи с изменяющимися социальными и культурными условиями, а также развитием современных информационных технологий, вопросы, связанные с психологическим анализом в правосудии, становятся все более актуальными. В будущем юридическая психология будет продолжать развиваться и прогрессировать, поскольку имеет значительный потенциал для перспективных исследований. С развитием информационно-коммуникативных технологий методы и подходы в изучении юридической психологии будут модифицироваться и дополняться новыми инструментами, такими как компьютерное моделирование, создание виртуальных симуляций, использование аналитических систем обработки больших данных, которые могут помочь разобраться в сложных правовых ситуациях и принять более обоснованные решения.
Важным направлением развития юридической психологии является изучение взаимодействия между психологическими факторами и правовой системой на различных уровнях.
Это знание поможет смоделировать и предсказать поведение людей в правовых процессах, а также позволит разработать эффективные методы защиты прав и интересов различных слоев населения.
Еще одним перспективным направлением развития является область междисциплинарных исследований. Сотрудничество между юристами, психологами, медиками, социальными работниками может привести к новому пониманию многих юридических вопросов, и обеспечить разработку эффективных мер по предотвращению преступлений, реабилитации преступников и защите прав потерпевших.
Юридическая психология развивается, но существуют также и проблемы, которые мешают данному процессу. Первой основной проблемой является сокращение времени на освоение данной учебной дисциплины. Многие студенты не успевают изучить основополагающие общие моменты этой дисциплины. Сейчас на первом курсе в юридических институтах преподаватели рассказывают студентам, что представляет собой юридическая психология, однако некоторые преподаватели не до конца знают данный предмет и входе обучения студентов, также вливаются в тему. Важно в институтах расширить количество аудиторских часов на данную учебную дисциплину .
Второй немаловажной проблемой является сложность изучения узких специальностей юридической психологии, на что тоже требуется отдельное время. Изучение основ судебно-психологической экспертизы, психологии доказывания в уголовном праве, психологию следственных действий не преподают должным образом. В институты стоит приглашать специалистов, которые смогли ребятам подробно на примерах рассказать основы правовой деятельности.
Для студентов же изучение юридической психологии будет тоже не легкой задачей, так как дисциплина требует планомерного усвоения, работы на практике, изучения личности и даже самого себя. Так, еще одной проблемой является не совсем подготовленный план формирования будущих юристом преподавателем. У студентов уже с первого курса должно складывать реалистичное понимание возможностей личности, самоконтроля, личностного роста, глубоких душевных проблем преступников. уровня культуры, гуманности, умения остановить конфликт и др.
Также можно выделить проблему того, что студенты, после окончания бакалавриата не знакомы со структурой органов власти, не знакомы с личностями преступного характера. Им тяжело адаптироваться в новой сфере деятельности, так как после специализированного учреждения они не совсем разбираются в юридической психологии и не готовы к риску.
Следовательно, выделив эти актуальные проблемы на сегодняшнее время, стоит сказать, что юридическая психология сложная учебная дисциплина, которая требует особого внимания как преподавателей, так и студентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабушкин, Г. Д., Филиппенко, В. И. Юридическая психология как научно-учебная дисциплина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – № 2(6). – С. 114-118.
2. Ильина В.А., Актуальность аксиологических проблем юридической психологии // Психология и право. 2021. Том 11. № 2. C. 221-231.
3. Кудряшова, В. М. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в тяжком преступлении // Здоровье человека, семьи, общества. Социодинамическая парадигма в психиатрии, наркологии, психотерапии
4. и психологии. Новосибирск, 2021. С. 189–191.
5. Пахомова Д. А. Теоретический анализ проблемы рецидивной преступности в современной юридической психологии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 4. С. 44–49.
6. Поздняков, В. М. Юридическая психология: генезис и перспективы // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 2. – С. 15-37.
7. Симонова Т. А. Реализация содержания высшего образования в практических заданиях по дисциплине «юридическая психология» // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 358–361.
8. Симонова Т. А. Психологические аспекты проведения практического занятия по юридической психологии // Подготовка кадров для силовых структур. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 249–252.